18.03.2016

Культурно-гигиенические навыки в 1-ой младшей группе ДОУ.

 

Консультация.

Культурно-гигиенические навыки в 1-ой младшей группе ДОУ.

Уважаемые родители! Основополагающую роль в воспитании полезных привычек играет родительский пример. Ребенок автоматически усваивает принятые в семье правила. Именно в семье, за общим столом у ребенка вырабатываются (или не вырабатываются) хорошие манеры. Если папа не моет руки перед едой, то не стоит ждать от ребенка иного поведения. Дети быстро перенимают манеру поведения взрослых: если родители говорят с набитым ртом, сидят, развалясь, кладут локти на стол или едят руками, то вряд ли можно требовать от малыша иного поведения. За столом абсолютно все имеет значение: не только что мы едим, но и как мы это делаем. Ребенок - это зеркальное отражение взрослых.

Когда малыш лезет в общее блюдо рукой, кидает куски, стучит ложкой или громко требует чего-то, некоторым родителям кажется, что все окружающие должны так же, как и они, умиляться милым шалостям. Всё „списывается" на детскую непосредственность. Мол, дитя подрастет и образумится. Однако дитя вырастает, и оказывается, что время упущено. Если не удалось привить правила поведения вашему ребенку с ранних лет (самое позднее пяти, и только перед походом в школу родители начинают рассказывать ему о том, „что положено", то они рискуют безнадежно опоздать.

В группу приходят очень разные малыши. Кто-то из них самостоятельно пользуется горшком, а кто-то категорически отказывается с ним дружить, некоторые детки едят ложкой, другие же с большим удовольствием копаются в своей тарелке руками. Почему же так происходит?

Самые первые представления о культурно–гигиенических навыках ребенок получает именно в семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и самостоятельности буквально с пеленок.

Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Ребенка старше полутора лет желательно кормить за столом. Совместно с семьей закрепляются у детей и другие навыки (которые также закладываются в семье) следить, чтобы дети не садились за стол с грязными руками, не выходили из-за стола с куском хлеба, пользовались носовым платком, салфеткой.

При одевании и раздевании также давать возможность детям в какой-то степени действовать самостоятельно. Например, надевая кофточку ребенку, говорим: «Дай ручку, я на тебя надену кофточку».

Необходимо  приучать  детей к опрятности в одежде, переодевая  их, как только загрязнилось платье, или стали мокрыми штанишки.

Если будут одинаковые требования к правилам гигиены и навыкам самообслуживания в детском саду и дома,  то это приведет  к лучшему запоминанию и закреплению полезных привычек.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.  В 1-й младшей группе нужно привить такие полезные привычки, как мытье рук, соблюдение режима дня, самостоятельное пользование горшком или унитазом, умение правильно держать ложку. К двум годам малыш может научиться умываться и причёсываться, снять шапочку или носочки, сморкаться в носовой платочек. На первый взгляд все очень просто, а на самом деле для малышей это целая наука – освоение и применение культурно-гигиенических навыков.

Дома старайтесь ребёнку предложить самому раздеться, повесить свою одежду. У детей всегда есть желание самим расстегивать пуговицы и молнии, но нет умения. То, как скоро малыш научится одеваться и раздеваться, зависит от подвижности его пальчиков. Главное, не надо торопить события. Умение самостоятельно надеть и снять с себя верхнюю часть одежды, нижнее белье и носочки, пижаму, обувь – очень серьезное достижение малыша.

Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят руки под струю и держат. Подготовку к умыванию начинаем как дома так и в группе: дети засучивают рукава, как показывает взрослый. . Объясняем и показываем детям, что сначала надо намочить руки. Даём ребенку мыло, показываем, как намылить руки и как смыть мыло; затем учим, как самостоятельно вытираться полотенцем (своим полотенцем) и т. д.  Обучая детей умыванию, проводим дидактические игры: «Катя умывается», «Миша в гостях у Маши».

Приучая детей к опрятности, оказывайте помощь при пользовании носовым платком, учите детей своевременно сообщать о своих естественных потребностях.

Для некоторых детей обычный унитаз просто чудовище. Он  рычит, брызгается водой. Испугавшись однажды, малыш будет всячески избегать находиться в комнате со «страшными» предметами.  Поэтому старайтесь  посещать туалетную комнату, чтобы, во-первых, малышам не было страшно, а во-вторых, чтобы помочь справиться с горшком.

Контролировать свой мочевой пузырь или наполнение кишечника (то есть понимать, что пришла пора его опорожнить) дети начинают где–то ближе к 2 – 2, 5 года (мальчики чуть позже)  .Приучение к горшку должно быть для ребенка понятным и постепенным процессом. Не забывайте хвалить малыша в случае успеха и напоминать ему о необходимости этого мероприятия. Не позволяйте малышу засиживаться на своем маленьком «троне».

Считается, что правил должно быть немного, и они должны быть четко сформулированы и понятны малышу, что наиболее понятная форма для малышей это добрые, хорошо известные и поучительные стихи:  Водичка, водичка, умой Насте личико .   Вот так потихоньку мы и вы уважаемые родители научим малышей полезным привычкам. Конечно, сразу и всё наши детки  выучат, но обязательно в их головках отложится, что надо делать вот так, и никак иначе.

Желаю успехов!

Воспитатель высшей квалификационной категории Т.В.Булавина