Начался новый учебный год, и в наш детский сад пришли новые воспитанники. Среди них и совсем маленькие детки в возрасте от 1г.6м. до 2 лет, и дети постарше. Группу детей раннего возраста набрали опытные воспитатели Ляшкова Елена Витальевна и Шульц Ирма Евгеньевна.
В каком бы возрасте ребенок ни пришел впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание. Ведь его жизнь существенным образом меняется: четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит потенциально опасного.
А главное – это разлука с матерью и другими близкими взрослыми, которые заботились о ребенке с рождения. Это порождает ощущение тревоги, неуверенности, незащищенности, к которому часто примешивается чувство покинутости, брошенности.
Поэтому проблема адаптации детей к условиям дошкольного учреждения очень актуальна. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и семье.
Характер адаптации зависит от нескольких факторов:
· возраста (труднее всего переносят изменения условий жизни дети от 10 – 11 месяцев до полутора лет);
· состояния здоровья и уровня развития ребенка;
· биологического и социального анамнеза (протекание беременности матери, осложнения при родах; условия, обеспеченные ребенку после рождения – режим дня, питания, игры и т.п.).
Продолжительность процесса адаптации у разных детей также различна:
O Легкая адаптация – до 10 – 14 дней.
O Средняя адаптация – до 15 – 21 дня.
O Усложненная адаптация – до 25 – 35 дней.
O Дезадаптация – более 5 недель.
В чем лежат причины тяжелой адаптации к условиям детского сада?
1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
2. Наличие у ребенка своеобразных привычек (качание во время сна, сосание пустышек, питье не из кружки, а через соску из бутылочки и т.д.).
3. Неумение занять себя игрушкой.
4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.
5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми детьми и взрослыми.
Для того, чтобы ребенок с желанием ходил в детский сад, необходимо помочь своему ребенку:
· По возможности расширять круг общения ребенка, помочь преодолеть ему страх перед незнакомыми людьми: обращать внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, вызывать положительное отношение к ним.
· Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать показ действий с ними, сюжетный показ (т.е. показ действий с несколькими игрушками), совместные действия, вовлекать ребенка в совместную игру.
· Развивать подражательность в действиях ребенка: «Полетаем, как воробушки», «Попрыгаем, как зайчики».
· Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего и т.д.
· Не допускать высказываний сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в детский сад.
· Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.
К моменту поступления ребенок должен уметь:
· Самостоятельно садиться на стул.
· Самостоятельно пить из чашки.
· Есть с хлебом.
· Пользоваться ложкой.
· Активно участвовать в одевании, умывании.
Наглядным примером должны выступать прежде всего сами родители. Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны. Важно также постоянно упражнять ребенка в осваиваемых действиях, поощрять ребенка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения.
Первые признаки того, что ребенок адаптировался:
o хороший аппетит;
o спокойный сон;
o охотное общение с другими людьми;
o адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
o нормальное эмоциональное состояние.
Все проблемы, которые возникают в период адаптации ребенка, решаемы. А зависит это от совместных усилий воспитателей, родителей, психолога.
ПАМЯТКА
«Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду»
1.Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует Ваши переживания.
2.Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щечку, помахать рукой), а также ритуал встречи.
3.По возможности приводить малыша в ясли должен кто-то один, будь то мама, папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться.
4.Не обманывайте ребенка, забирайте домой вовремя, как пообещали.
5.Разрешите ребенку брать в детский сад любимые игрушки, предметы, напоминающие о доме.
6.В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
7.В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка.
8.Не отучайте ребенка от вредных привычек в адаптационный период (сосание соски, качание).
9.Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.
10. На время прекратите посещение ребенком многолюдных мест, цирка, театра и т.д.
11.Будьте терпимее к его капризам.
12. «Не пугайте», не наказывайте детским садом.
13.Уделяйте ребенку больше своего времени, играйте вместе, каждый день читайте малышу.
14.Не скупитесь на похвалу.
15.Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.
РАДУЙТЕСЬ
ПРЕКРАСНЫМ МИНУТАМ ОБЩЕНИЯ
СО СВОИМ МАЛЫШОМ.