03DA39CC-25BA-4CA4-86F1-625935D140DA

 

Гоморова Людмила Анатольевна

Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости моей   странички на сайте ДОО!

    Главной целью моей работы в детском саду является сохранение и укрепление психологического здоровья детей.

    Поэтому, рада приветствовать на своей странице всех, кто заинтересован во всестороннем и гармоничном развитии личности своего ребенка, и тех, кто не равнодушен к проблемам, потребностям и особенностям психического развития дошкольников.

    Страничка адресована детским психологам и воспитателям, специалистам,работающим в системе дошкольного воспитания, а также родителям детей дошкольного возраста. 

    Я и все специалисты нашего детского сада готовы к общению с вами.

   Мы ответим на интересующие вас вопросы, связанные с воспитанием дошкольников, психологическим развитием дошкольников.

Ваше имя:
Ваш e-mail:
Тема:
Ваше сообщение:
Код:

 

03DA39CC-25BA-4CA4-86F1-625935D140DA

 

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

Страхи у детей  дошкольного возраста.

Авиценна говорил, что «нельзя допускать, чтобы ребенок впадал в сильный гнев, испытывал большой страх или глубокую печаль».

Страх – это эмоция, возникающая в ситуации угрозы. В возникновении страхов велика роль инстинкта самосохранения, предписывающего остерегаться неведомого.

Детям свойственно чего-то бояться. Еще бы, ведь их окружает такой большой и незнакомый мир. Порой малыша пугает то, что взрослому кажется совершенным пустяком. Но ни в коем случае нельзя показать ребенку, что вы считаете его опасения ерундой. Детский страх нельзя высмеивать, но бороться с ним необходимо. Именно в этом случае между вами и малышом установится взаимное доверие.

Почему именно в дошкольном возрасте отмечается большое количество страхов? Связано это, прежде всего,  с  интенсивным развитием эмоциональной сферы у ребенка дошкольного возраста, с осознанием проблем жизни и неизбежности смерти. Как правильно реагировать взрослым на возрастающее количество  страхов у детей дошкольного возраста? Как помочь ребенку, когда он боится?

У каких детей возникает большое количество страхов?

Можно с уверенностью  утверждать, что страхов гораздо больше у  таких детей, которые:

u эмоционально чувствительные и впечатлительные,

u У детей тревожных родителей,

u У детей, которые растут в атмосфере семейного психологического неблагополучия (конфликты, разводы),

u У детей, которые по тем или иным причинам недополучили от родителей  уверенности  в своих силах,

u Дети, которым не свойственны проявления агрессивности, которые не умеют давать сдачи в ответ на выпады обидчика.

Факторы появления страхов у детей раннего и младшего  дошкольного возраста.

1.Эмоциональная холодность родителей (мать или отец ведут себя сдержанно по отношению к ребенку, редко берут на руки, мало ласкают, строго с ним разговаривают, недостаточно обращают на ребенка внимание.

2.Строгие наказания, угрозы, шлепки и удары по рукам, особенно по голове или лицу; большое количество запретов. Угрозы: «Не будешь слушаться – папа нашлепает», «Позову доктора, пусть укол сделают»,  «Не будешь слушаться, оставлю в детском саду, сдам в милицию» и т.д.

3.Высокая эмоциональность; малый жизненный опыт; богатое воображение.

4.Страхи родителей.

5.Суровое воспитание ребенка.

Таким образом, основные причины страхов у детей – неуверенность в себе, порождающая робость, тревожность, несамостоятельность, а также те недостатки и ошибки умственного воспитания, которые ведут к неведению, к снижению уровня ориентации ребенка в окружающем его мире. Чего ребенок не понимает, того он и боится.  Уровень умственного развития, таким образом, имеет прямое отношение к характеру детских страхов, и ключ к пониманию детских страхов заключается в анализе его вопросов. Ребенок 2 лет спрашивает «что это» и «кто это» не только для того, чтобы знать «что есть что» и «кто есть кто», но и для того, чтобы знать, опасны или безопасны эти «что» и «кто». До 2 лет – основные страхи – страхи перед незнакомыми предметами, людьми, животными.

С 2 до 3 лет – ребенок задает вопросы «где», «куда», «откуда» и «когда». Возникают страхи пространства (глубоко-глубоко; далеко-далеко, сзади, в углу, в лесу, на крыше и т.д.

С 3 до 4 лет – вопросы «почему» о непонятных действиях и поступках людей, сказочных персонажей; возникает и страх перед тем, что непонятно. Ребенок с тревогой спрашивает «А что он делает, почему так делает?»

К 5 годам  - «Что будет?» и с этим вопросом приходит страх за последствия своих поступков: «Тогда заболеешь  - увезут в больницу»,  «В школу пойдешь – там узнаешь…» И он боится всего этого. В этом возрасте малыш постигает свою беспомощность и сложность окружающего мира, с этого возраста он начинает задумываться о смерти. Возникают вопросы: «А я не умру?», «А ты, мама, не умрешь?». Страх смерти естественен для человека. Это страх – корень всех страхов. Ребенок может бояться Бабы-Яги, вампиров, чудовищ, бояться многих объектов, иметь множество различных страхов, но за ними стоит одно – страх смерти.  Поэтому борьба со страхами – прежде всего борьба со страхом смерти. Профилактика страхов – это воспитание оптимизма, уверенности, самостоятельности, знающего то, что положено знать по возрасту, об опасностях, но относиться к этому  оптимистично.

Может возникнуть вопрос: страхи детей – это хорошо или плохо?  Ведь страх выполняет функцию защиты и мобилизации сил организма ребенка перед лицом опасности. Лишившись страхов, ребенок будет беззащитен и не сможет адекватно ответить на опасность.  Помимо  положительного значения, страх имеет и отрицательное значение:  мешает ребенку адаптироваться в социальной действительности. В результате ребенок более беспокоен, волнуется по пустякам и т.д. Особенно когда этих страхов много. Такое отравляющее воздействие страхов на психику происходит постепенно и незаметно, формируя тревожно-мнительные  черты характера.

Страхи могут быть возрастные, которые присущи большинству здоровых детей данного возраста, и индивидуальные, свойственные только конкретному ребенку.

Профессором А.И.Захаровым выделены

 возрастные нормы страхов для детей дошкольного возраста :

Возраст детей

Страхи

От 0-6 мес.

Громкий и неожиданный шум, любое быстрое движение со стороны другого человека, падение и потеря поддержки.

От 7-12 мес.

Определенные громкие звуки (пылесос, дрель и т.д.), любые незнакомые люди, раздевание, одевание и смена обстановки, высота. Отверстие стока в ванной, душ.

От 1-2 лет

Разлука с родителями, незнакомые люди, травмы, засыпание, ночные кошмары, животные.

2-3 г.

Боязнь быть отвергнутыми родителями или сверстниками, смена обстановки, изменение порядка жизни. Страхи пространства (глубоко-глубоко, далеко-далеко, в углу, сзади т.д.) Угрожающие и непонятные объекты большого размера – краны, машины.

3-5 л.

Боязнь темноты, одиночества и замкнутого пространства,  сказочных персонажей, боли, уколов, крови, неожиданных звуков, высоты.

6-7 лет

Страх  войны, нападения, смерти, смерти родителей, животных, глубины, страшных снов перед засыпанием, огня, пожара,  заболеть.

7-8 л

Неодобрение со стороны родителей, боязнь не соответствовать их пожеланиям и ожиданиям.

 

Индекс  страха (количество)

Возраст

Мальчики

9,1

7,3

7,6

9,1

9,0

девочки

7

8,7

10,6

11,3

11,6

 

Из таблицы следует,  что менее всего подвержены страхам мальчики в 4 года, а девочки в 3 года. К концу старшего дошкольного возраста  у девочек количество страхов возрастает и имеет максимальное значение. У мальчиков  этого же возраста индекс страхов  составляет 9.

Обычно возрастные страхи живут около 3-4 недель – это, так сказать, норма. Если же в течение этого времени интенсивность страха возрастает, то речь уже идет о страхе невротическом. Для него характерны большая эмоциональная интенсивность, напряжение, длительность. Страхи могут расти и существовать вплоть до старшего возраста. На фоне невротического страха возможно появление других неврозов, астении (повышенная утомляемость, нарушение сна, учащенное сердцебиение и т.д.) Обычно невротические страхи связаны с родительскими страхами: перед одиночеством , темнотой, животными. Если вы заметили что-то подобное у своего ребенка, не тяните, обратитесь к детскому психиатру или психоневрологу, упускать время нельзя. До 9-10 лет тревожность, как черта характера еще обратима, периодическое  мягкое управление страхами необходимо, иначе сильный страх в детстве перейдет с возрастом в фобию.

Теперь поговорим о способах преодоления страхов. Реакция родителя на страх должна быть спокойно-сопереживающей. Нельзя оставаться равнодушным, но и чрезмерное беспокойство может привести к усилению страхов. Попробуйте обсудить с ребенком его страх, попросите его описать чувства и сам страх. Чем больше ребенок будет говорить о страхе, тем лучше, это самая действенная терапия. Попробуйте переубедить ребенка, но не преуменьшайте страх, а поделитесь своим опытом, если он имеется, посоветуйте что-либо, сочините вместе сказку о том, как победить страх. Например, ребенок  боялся, что кто-то ночью влезет в его окно. Мальчик придумал целую историю про то, как он победил незваного гостя с помощью игрушечного ружья, которое для такого случая всегда было наготове.

Можно придумать целый комплекс различных мероприятий. Например, если ребенок боится собак, для начала стоит сходить в гости, где есть маленький щенок и поиграть с ним, потом, можно понаблюдать за собакой, которую прогуливает хозяин. Спросить  хозяина, как зовут собаку, что она умеет делать и т.д.

Необходимо повышать самооценку ребенка  («Какой ты смелый!»), поддерживать успешные для него виды деятельности, умейте тактично оценить успехи ребенка в преодолении страхов. Помните, что прямой вопрос опасен (Почему ты боишься ?): он может спровоцировать рецидив. Всегда старайтесь готовить ребенка к приближающейся угрожающей ситуации, обеспечьте ему надежную защиту, но не делайте ее избыточной.

В психотерапии существует множество методик снятия страха.  Наиболее эффективные  и простые для детей дошкольного возраста  - это рисование страхов и игровая коррекция.

Правила обращения со страхами.

1.Страхи больше всего боятся смеха, поэтому просто необходимо видеть смешное в страшном (Шприц в виде краника, толстый бандит, который  не может встать с дивана и только лежит. «Страх, страх, страшилка, брысь, брысь, брысь и в смешинку превратись!»)

2.Еще страхи не любят, когда о них рассказывают, пытаются их детализировать и анализировать. Страхи чувствуют себя в этот момент бабочкой, пойманной в сачок. Чем больше говоришь о страхе, тем он становится меньше.

3.Также страхи терпеть не могут, когда в них начинают играть, пытаются рисовать, вылепить из пластилина, склеить из бумаги – да просто осуществить с ними разнообразные действия, которых страхи просто не переносят. От этих действий (психологического манипулирования страхами) страхи вместе со страшными  снами начинают таять, как тает  снег в весенний погожий день.

Какой бы способ борьбы с детскими страхами вы ни выбрали, важно, чтобы вы не оставляли жалобы ребенка без внимания. Ваша помощь и поддержка помогут малышу справиться со всеми неприятностями и вырасти уверенным в себе человеком.

03DA39CC-25BA-4CA4-86F1-625935D140DA

 

КАК СДЕЛАТЬ КАПРИЗНОГО РЕБЕНКА ПОКЛАДИСТЫМ

         Дети любого возраста бывают капризными.  В зависимости от темперамента ребенка, его физического и эмоционального состояния капризничает он по-разному: хнычет или в гневе кричит, визжит, кусается, швыряет все, что попадает под руку.

Детские капризы – это особенность поведения ребенка, которая выражается в нецелесообразных и неразумных действиях и поступках, в необоснованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам, требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем.

У маленького ребенка они выражаются обычно в попытках добиться желаемого плачем, криком, хныканьем.

Внешние проявления капризности ребенка характеризуются его сильным раздражением, двигательным возбуждением.

Капризы могут быть случайными, эпизодическими, но могут превратиться и в привычную форму поведения при общении ребенка со взрослыми. Малыш хнычет, плачет, часто находится в плохом настроении, стремится настоять на своем, не принимая во внимание доводов, требований взрослых.

Капризы детей нельзя целиком отнести к возрастным особенностям; ошибочно считать, что капризы могут со временем пройти сами собой. Причины их возникновения следует искать прежде всего в характере отношений, сложившихся между  взрослыми и детьми в семье.

Основная причина детских капризов – неправильное воспитание. Чтобы устранить их, родителям нужно перестроить систему воспитания.

Правильному воспитанию в семье часто мешает неразумная любовь родителей к детям.

Не любить детей нельзя. Своей непосредственностью, внутренней чистотой они невольно вызывают к себе чувство глубокой любви.

Но ошибочно думать, что любить ребенка- значит угождать ему во всем, удовлетворять каждую его прихоть, превращать себя из воспитателя, каким должен быть взрослый по отношению к ребенку, в услужливого лакея, няньку.

·        Помните: слепая родительская любовь расслабляет энергию и волю ребенка, превращает его в тирана семьи.

·        Не окружайте подобной «любовью» ребенка, в результате этого он вырастает черствым, бессердечным эгоистом, заботится только о личном благополучии.

·        Не поощряйте капризы вашего ребенка, его беспричинное хныканье, отучайте малыша от привычки всего добиваться капризным поведением.

·        Старайтесь убедить ребенка, что капризничать нехорошо, этим он ничего не добьется; с капризными детьми не дружат сверстники, их не любят взрослые.

·        Не допускайте при воспитании капризного ребенка излишней услужливости, не выражайте ему притворной жалости.

·        Будьте в общении с вашим ребенком всегда жизнерадостны.

·        Помните: дети любят людей веселых, бодрых; слабых – недолюбливают, не уважают.

·        Соблюдайте разумную строгость и требовательность по отношению к вашему ребенку. Это не мешает любви детей к родителям.

·        Старайтесь, чтобы ваша требовательность была направлена против лжи, лукавства, капризов ребенка, а не на его запугивание.

·        Ваши замечания должны быть справедливы и понятны малышу.

·        Больше времени проводите с детьми, организуйте совместное чтение книг, посещение театра, создавайте уютную атмосферу в доме. Это отвлечет детей от капризов, им захочет подражать своим родителям.

·        Не подавляйте, а возвышайте личность вашего  ребенка, особенно это относится к детям с трудным характером.

·        Помните: только благородные чувства способны исправить характер ребенка, изменить его невротическое поведение, улучшить его здоровье.

·        И еще: не воспитывайте малыша отрицанием. Многие родители почему-то не любят частицу «не». «Не сиди так», «не делай этого» и т.д. Лучше обратиться к вашему ребенку в спокойной и позитивной форме: «Знаешь, лучше сесть вот так», «Это можно сделать по-другому, например, так…»

·        Когда ребенок перестанет капризничать и буря утихнет, обязательно поговорите с ним ласково, скажите, что вас огорчило его поведение.

Подобный разговор необходим, чтобы у ребенка не возникло стойкого чувства вины. Поэтому, когда уже все прошло, не упрекайте его, не угрожайте малышу – помните, что в каком-то смысле ребенок сам себя наказал.

 

03DA39CC-25BA-4CA4-86F1-625935D140DA

 

ЧТО необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу.

Ребенку, поступающему в школ, необходимо обладать определенными знаниями и умениями.

Дошкольник должен знать:

Свои имя, фамилию, отчество, возраст (желательно дату рождения); домашний адрес, свой город и его главные достопримечательности, страну, в которой живет; фамилию, имя, отчество родителей, а также времена года (последовательность, месяцы, основные предметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года); домашних животных  и их детенышей; диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детенышей; зимующих и перелетных птиц; названия овощей, фруктов, ягод; транспортных наземных, водных, воздушных средств.

Дети в предшкольном возрасте должны уметь:

·        Различать обувь, одежду и головные уборы;

·        Рассказывать русские народные сказки;

·        Называть великих русских поэтов, писателей и их произведения для детей;

·        Различать и правильно называть геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;

·        Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги  ( правая – левая сторона, верх – низ);

·        Полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке;

·        Назвать 6-10 запомнившихся предметов, картинок, слов;

·        Различать гласные и согласные звуки;

·        Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков;

·        Определять количество и последовательность звуков в словах типа «дом», «суп», «дубы», «сани»;

·        Хорошо владеть ножницами, вырезать по контуру предмет;

·        Владеть карандашом: проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, людей, штриховать предметы, не выходя за контуры;

·        Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах

 

Родители для ребенка до 6-7 лет являются главными в познании окружающего мира.

v Помните: багаж знаний, умений. Представлений дошкольника зависит от того, как вы организуете общение с ребенком, за что его поощряете или наказываете.

v Предоставляйте ребенку в разумных пределах самостоятельность действий, так как это развивает его познавательный интерес в школьные годы.

Ребенок 6 лет должен уметь:

u Различать предметы по признаку формы;

u Сравнивать по длине, высоте, ширине до 10 предметов, раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке;

u Применять различные цвета и оттенки для создания выразительного образа;

u Изображать овощи, фрукты, игрушки, фигуры человека и животного по представлению и с натуры, использовать способ вырезания.

ПОМНИТЕ: для успешного обучения в школе у ребенка должны сформироваться качества, необходимые для дальнейшего развития его личности:

O Желание учиться, иметь достаточный запас общих и практических знаний;

O Способность действовать в уме;

O Умение подчиняться установленным правилам.

O Творческая активность и инициативность.

               Проверьте, знаете ли вы своего ребенка, ответив на следующие вопросы.

·        Каков ваш ребенок (уверенный, решительный, не очень уверенный, неуверенный)?

·        Какое у него любимое занятие?

·        Есть ли у него особые способности?

·        Каково обычное состояние ребенка и его настроение?

·        Часто ли ребенок плачет?

·        Как он засыпает? Как спит?

·        Часто ли он устает? Почему?

·        Как реагирует на неудачи, замечания, наказания?

·        Как ребенок проявляет самостоятельность?

·        Как он общается со сверстниками?

О каких особенностях вы хотели предупредить учителя (воспитателя, психолога)?

 

Презентация "ЧТО необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу".

Презентация "Кризис 3-х лет"

 

03DA39CC-25BA-4CA4-86F1-625935D140DA

 

Тесты, анкеты

 

03DA39CC-25BA-4CA4-86F1-625935D140DA

 

ТЕСТ «ПОРА ЛИ РЕБЕНКУ В САДИК»

Продолжите предложенные фразы и оцените ответы по следующей шкале:

Самостоятельно- 2 балла

Чаще сам, но требуется помощь взрослого1 балл

Редко сам или не делает этого вообще -  0 баллов

 

Затем ответьте на вопрос и суммируйте полученные результаты.

 

*Ваш малыш надевает колготки_________

*Малыш надевает обувь, при этом правильно левый и правый ботинки_________.

*Просится на горшок, в туалет___________

*Пьет из чашки___________

*Ест ложкой суп, кашу________

*Засыпает без соски, поильника__________

*Выполняет простые задания (принеси машинку, сложи кубики в коробку)__________

*Играет в течение 3-5 минут_________________

*Сидя на одном месте, слушает сказки, стихи, рассматривает картинки в книжке________

*Оставался ли ваш малыш с другими взрослыми? Если да, то как происходило расставание с вами?__________

*Спокойно, махал ручкой  -2 балла

*Плакал, но быстро успокаивался, когда вы ушли- 1 балл

*Плакал долго, кричал, не мог успокоиться в течение 10 минут и более – 0 баллов

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА.

От  15 до 20 баллов. Смело отдавайте малыша в детский сад. Период привыкания пройдет без особых трудностей, и вы можете быть спокойной, оставляя малыша  в детском учреждении.

От  9 до 14 баллов. Период привыкания ребенка к саду может быть продолжительным, советуем запастись  терпением и постепенно приучать ребенка, может, даже начать с группы кратковременного пребывания – 2-3 часа в день. Главное – это ваша умеренная настойчивость и положительные эмоции.

От 0 до 8 баллов. С детским садом придется повременить как минимум 4-6 месяцев. Вашему малышу будет трудно без вас осваивать новые навыки, да еще и в незнакомой обстановке. А пока для него подойдут занятия в группе в детском клубе 2-3 раза в неделю вместе с вами.

 

Ф.И.О.ребенка____________________________________________________

Дата поступления в дс_____________Возраст на момент поступления в дс_____________

 

Анкету заполнил:_____________________________________________________________

Дата заполнения анкеты______________________________________________________

 

 

  

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«АДАПТИРОВАЛСЯ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ДЕТСКОМУ САДУ?»

Уважаемые родители !

Просим Вас ответить на ряд вопросов, позволяющих нам узнать лучше Вашего ребенка.

1.Сколько времени Ваш ребенок посещает детский сад? Данную группу?______________________

2.Комфортно ли чувствует себя ребенок в этой группе?______________________________________

3.С каким настроением он идет в детский сад?_____________________________________________

4.Нравятся ли ему воспитатели в группе? О ком он чаще вспоминает?_________________________

_____________________________________________________________________________________

5.Что изменилось в Вашем ребенке за время посещения детского сада?______________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

6.В какие игрушки любит играть Ваш ребенок?_____________________________________________

_____________________________________________________________________________________

7.Придерживаетесь ли Вы дома режима дня, организованного в детском саду?_________________

_____________________________________________________________________________________

8.Какие индивидуальные особенности Вашего малыша необходимо учитывать воспитателям?

_____________________________________________________________________________________

9.Любимые занятия Вашего малыша?____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

10. По –вашему мнению, прошел ли Ваш ребенок период адаптации? Если нет, то в чем это проявляется?_________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

БЛАГОДАРИМ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

 

ОЦЕНКА УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ РЕБЕНКА

(тест А.И.Захарова)

 

            Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребенка.

Возможные варианты ответов:

данный пункт выражен и возрастает в последнее время – 2 балла;

Данный пункт проявляется периодически – 1 балл;

Данный пункт отсутствует – 0 баллов.

 Ваш ребенок:

1.Легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу.

2.Чуть что - в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться.

3.Капризничавет ни с того ни с сего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть.

4.Более чем часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.

5.Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно.

6.Все больше грустит и печалится без видимой причины.

7.Как и в первые годы, снова сосет соску, палец,        все вертит в руках.

8. Долго не засыпает без света и присутствия рядом близких, беспокойно спит, просыпается, не может сразу прийти в себя утром.

9.Становится повышенно возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий.

10.Появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях.

11.Нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках.

12.Все быстрее устает, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время.

13.Все труднее найти с ним общий язык, договориться: становится сам не свой, без конца меняет решения или уходит в себя.

14.Начинает жаловаться на головные боли вечером или в области живота утром; нередко бледнеет, краснеет, потеет; беспокоит зуд без видимой          причины, аллергия, раздражение кожи.

15.Снижается аппетит; часто и подолгу болеет; повышается без причин температура; часто пропускает детский сад или школу.

 

Подсчитывается сумма баллов и делается вывод о наличии невроза или предрасположенности к нему:

От 21 до 30 баллов      - невроз;

От 16 до 20 баллов – невроз был или будет в ближайшее время;

От 10 до 15 баллов – нервное расстройство, но не обязательно достигающее стадии заболевания;

От 5 до 9 баллов – необходимо внимание к ребенку;

Менее 5 баллов – отклонения несущественны и являются выражением проходящих возрастных особенностей ребенка.

 

Источник : Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет/сост Н.Д.Денисова.-изд.2-е, испр.-Волгоград; Учитель

 

 

 

ПОНИМАЕТЕ ЛИ ВЫ СВОЕГО РЕБЕНКА?

Предлагаемый тест позволит Вам проверить, знаете ли вы своего ребенка и насколько хорошо осведомлены о его окружении.

 

1.Я знаю кто его (ее) лучший друг:

А) совершенно точно;

Б )приблизительно;

В) не знаю.

 

2.Если мой сын (дочь) поссорился со своим лучшим другом:

А) Я делаю вид, что ничего не замечаю;

Б)Сразу же подробно об всем расспрашиваю;

В)проявляю интерес, но не пристаю, а терпеливо жду, когда он заговорит сам.

 

3.Как обо мне думают его (ее) друзья:

А) Положительно;

Б) Меня это не интересует

В)Не очень хорошо.

 

4.Как я отреагирую, если у моего сына (дочери) появился взрослый друг (подруга) вне семьи:

А)отрицательно;

Б)постараюсь узнать его поближе;

В)все оставлю на усмотрение сына (дочери).

 

5).Узнав, что  друг (подруга) моего сына (дочери) ведет себя недостойно:

А)запрещу дружить;

Б)обсужу случившееся со своим ребенком, предоставив ему самому  сделать вывод;

В)не обращу внимание.

 

6)Был ли у меня самого (самой) в жизни хороший друг (подруга)?

А)Был;

Б)Не был;

В) Не могу сказать.

 

7) Я запрещу сыну (дочери) дружить с каким-то конкретным человеком:

А)если он плохо влияет на сына (дочь);

Б)Если его авторитет в глазах ребенка выше, чем мой

В)Если он не соответствует моим представлениям о друге.

 

8) Друзья сына (дочери) пришли к нам домой и скучают. Могу ли я чем-нибудь пробудить их интерес:

А)В большинстве случаев могу;

Б)Это удается только иногда;

В)Вообще не удается .

  

9)Сын (дочь) рассказывает о своих переживаниях, вызванных дружбой:

А)Всегда подробно;

Б)Не рассказывает совсем;

В)Рассказывает только в отдельных случаях.

 

10.Лучший друг (подруга) сына (дочери) выразил желание участвовать вместе с вашей семьей в летнем путешествии. Ваша реакция:

А)Радуетесь;

Б)Категорически отказываетесь брать его с собой;

В)Мне все равно.

 

 

Ф.И.О. родителя:_______________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Возраст_______________________________________________________________________

Ф.И.ребенка_________________________________Возраст___________________________

Дата заполнения_____________________________________________________________

 

 

 

Оценка результатов

 

вопроса

Варианты ответов

(баллы)

вопроса

 

Варианты ответов

(баллы)

а

б

в

а

б

в

1

5

3

0

6

3

1

0

2

2

0

5

7

3

1

1

3

5

0

1

8

5

3

1

4

0

5

2

9

1

0

3

5

1

5

1

10

5

1

0

Всего баллов

 

Всего баллов

 

 

 

Оптимальное количество баллов -44, минимальное -3. Чем больше баллов Вы получили, тем больше оснований думать, что Ваши отношения с собственным ребенком благополучны. Если же сумма баллов меньше 15, вы должны основательно пересмотреть Вашу воспитательную позицию.

 

Источник: Целуйко В.М. Ох уж эти детки!: Почему родителям тяжело, и как сделать так, чтобы им стало легче/М.:АСТ МОСКВА; Владимир; ВКТ, 2008

  

  

«Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу»  

1.     Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.

2.     Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.

3.     На мой взгляд 4 урока непомерная нагрузка для маленького ребенка.

4.     Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

5.     Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница – его собственная мама.

6.     Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.

7.     Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.

8.     Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.

9.     Мой ребенок часто теряется, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.

10.                       Мой ребенок не хочет ходить в детский сад, не хочет расставаться с матерью.

11.                       Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.

12.                       Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.

13.                       Мой ребенок, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

14.                       Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.

15.                       Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе».

         Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты; если не согласны – оставьте клетку пустой.

 

1

2

3

4

5

1/

2/

3/

4/

5/

6/

7/

8/

9/

10/

11/

12/

13/

14/

15/

 

 

 

 

 

        

А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма.

         Интерпретация результатов:

До 4 баллов – это означает, что у вас есть все основания оптимистично ждать 1 сентября, по крайней мере, вы сами вполне готовы к школьной жизни вашего ребенка.

5-10 баллов – лучше подготовиться к возможным трудностям заранее.

10 баллов и больше – было бы не плохо посоветоваться с детским психологом.

 

Обратить внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.

 

1.     Необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.

 

2.     Обратить внимание на то, умеет ли ваш ребенок общаться с другими детьми.

 

3.     Предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.

 

4.     Есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей.

 

5.     Ребенок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдавать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год.

 

03DA39CC-25BA-4CA4-86F1-625935D140DA 

 

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

 

  

АРТТЕРАПИЯ

Арт-терапия – это «лечение искусством» или «лечение художественным творчеством». Если слегка подкорректировать официальный перевод, то можно сказать не «лечение искусством», а «благотворящее воздействие» искусства.

Согласно психоаналитическим теориям «исцеляющий» эффект арттерапии связан с осознанием своих проблем в процессе творчества. Техник и методик в артерапии существует множество. Остановимся подробнее на таких методах, как хромотерапия и изотерапия.

Хромотерапия (цветотерапия) изучает свойства цвета. Издавна было замечено, что цвет оказывает благотворное или отрицательное влияние на человека, т.к. зрение является самым важным из всех видов чувств. Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативно влияет на поведение детей:

O  Синий – оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет снимает напряжение;

O  Зеленый – успокаивает, создает хорошее настроение, оказывает благотворное влияние на ослабленных детей и детей с ослабленным зрением;

O  Розовый – тонизирует при подавленном состоянии;

O  Желтый – цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия;

O  Красный – активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы, однако может вызвать раздражение;

O  Фиолетовый – оказывает угнетающее действие, снижает настроение;

O  Коричневый – вызывает чувство вины;

O  Черный  - оказывает угнетающее действие, вызывает страх.

Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в воспитательно-образовательном процессе и коррекции.

Изотерапия – метод коррекционного воздействия на ребенка с использованием разнообразных изобразительных средств, где дети имеют возможность отразить свое настроение и реализовать свои возможности. Рисование само по себе несет множество развивающих функций: совершенствует чувственно-двигательную координацию, образное мышление, выступает способом постижения и преобразования своих возможностей и окружающего мира, является способом выражения различного рода эмоций.

Детям нравится все нетрадиционное. Они любят рисовать необычно, по-новому. Нетрадиционное рисование снимает нервное напряжение, страхи, отвлекает от грустных мыслей, обеспечивает эмоционально-положительное состояние, вызывает радость. Так, при рисовании пальчиками или ладошкой дети преодолевают чувство неуверенности, боязни, неприятные ощущения (не каждый ребенок может сразу решиться обмакнуть палец в краску или раскрасить свою ладошку). При рисовании «тычковым» способом можно проявить свои на бумаге силой «тычка», его ритмом. Хорошо расслабляют занятия со свечой, когда при наложении цвета появляется придуманный образ.

Существуют определенные возрастные ограничения использования рисунка как в целях  диагностики, так и в целях коррекции. Границы применения арттерапевтических методов определяются уровнем сформированности символической функции мышления, лежащей в основе развития изобразительной деятельности. В 5,5-10 лет уровень развития символической функции у ребенка уже позволяет продуктивно использовать рисунок в терапевтических целях. Оптимальный же возраст применения рисуночной терапии – подростковый, в котором актуальными становятся потребности в самопознании и самовыражении.

При организации арттерапевтических занятий необходимо учитывать особенности детей, участвующих в работе: с гиперактивными и агрессивными детьми лучше использовать материалы, требующие организованности деятельности (средние листы бумаги, фломастеры). Краски, пластилин будут вызывать у них неструктурированную активность, переходящую в агрессию. Напротив, детям эмоционально «зажатым», фрустрированным, с высокой социальной тревожностью, более полезны материалы, требующие широких свободных движений, вовлекающих все тело, а не только область кисти и пальцев (краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикрепленные на стенах либо располагаемые на полу, глину  и пластилин, рисование мелом, игра с бегущей из-под крана водой).

Арттерапевтические упражнения.

1.Игры-упражнения с изобразительным материалом – экспериментирование с красками, карандашом, бумагой, пластилином, мелом и т.д.  с целью получения их физических свойств и экспрессивных возможностей. Помогают снять сознательный контроль и выразить себя наиболее спонтанным способом. Способствуют уменьшению эмоциональной напряженности, формированию чувства личной безопасности, повышению уверенности в себе, формированию интереса к исследовательской деятельности.

Например, рисование пальцами, манипулирование пластилином, экспериментирование с цветом – наложение цветовых пятен друг на друга.

2.Предметно-тематический тип – рисование на свободную и заданную темы, где предметом изображения выступает человек. Его отношения с предметным миром и окружающими людьми.  Такое рисование позволяет перейти к прямому исследованию проблемы ребенка и требует умения оказать ребенку эмоциональную поддержку, помощь в осознании и интерпретации конфликтных событий и отношений, предложить способ символического разрешения проблемы.

Свободное рисование отличается от рисования на заданную тему тем, что здесь выбор темы, манера исполнения, выбор изобразительных средств полностью остается за ребенком, которого просят в рисунке свободно выразить себя, не планируя заранее рисунок.

Примером заданий предметно-тематического типа могут быть рисунки «Моя семья», «Моя группа», «Мой самый хороший поступок», «Три желания»  и т.д.

Этапы работы с использованием изотерапии:

·         Выбор материала (карандаши, фломастеры, краски гуашевые и акварельные, пастель, уголь, штампики, трафареты, кисти с мягкой и жесткой щетиной, тампончики, бумага, картон разных размеров и цветов, восковые карандаши и т.д.)

·         Процесс творческой работы – создание образов, выражение своих впечатлений.

·         Процесс рассматривания – размещается в удобном для ребенка месте на вертикальной поверхности (стене, окне, стенке шкафа, двери)

·         Анализ работы – педагог просит описать картинку так, как будто картинкой является он сам, с использованием слова «Я»,затем выделяются специфические предметы на картинке для того, чтобы ребенок их сравнивал с чем-нибудь («Будь голубым квадратом») и описал себя. При необходимости ему задают вопросы, чтобы облегчить выполнение задания.  Затем педагог предлагает обратить внимание на цвет, который был использован, и просит объяснить, почему был выбран именно он. Впоследствии ребенок должен выделить самое важное в рисунке. Далее можно предложить внести изменения в рисунок (исправить, добавить).

Практическая часть.

Участники делятся на три группы. Одной из них предлагается нарисовать свое настроение, другой – свои желания, третьей – своих обидчиков с использованием нетрадиционных способов рисования и разнообразных художественных средств.

Анализ работ.

Психолог обращает внимание на то, какие рисунки получились.

- Что вы рисовали? Какие были выбраны краски? Почему? Как ваше настроение влияет на выбор цвета.

03DA39CC-25BA-4CA4-86F1-625935D140DA 

«Добрые слова»

 

  ПРИВЕТСТВИЕ:

  1. доброе утро
  2. добрый день
  3. добрый вечер
  4. доброго здоровья
  5. здравствуй(те)
  6. мир вашему дому
  7. мое почтение
  8. нижайший поклон
  9. очень рад вас видеть
  10. привет
  11. приветствую вас
  12. приятно снова вас видеть
  13. рад встрече с вами

 

ПРОЩАНИЕ:

  1. будьте здоровы
  2. всего доброго
  3. всего хорошего
  4. доброй ночи
  5. доброго пути
  6. до встречи
  7. до свидания
  8. до скорого свидания
  9. до скорой встречи
  10. желаю всяческих благ
  11. кланяюсь вам
  12. нижайший поклон
  13. позвольте откланяться
  14. прощай(те)
  15. спокойной ночи
  16. счастливо
  17. счастливого возвращения
  18. счастливого пути
  19. храни вас Господь
  20. честь имею

 

ЗНАКОМСТВО:

  1. будем знакомы
  2. весьма рад
  3. давайте знакомиться
  4. очень приятно
  5. очень рад знакомству с вами
  6. позвольте представить(ся)
  7. рад познакомиться с вами
  8. разрешите с вами познакомить(ся)

 

ИЗВИНЕНИЕ:

  1. извините, пожалуйста
  2. не обессудьте
  3. примите мои извинения
  4. поймите меня
  5. помилуйте
  6. признаюсь
  7. прости(те), пожалуйста
  8. прошу прощения
  9. я был(а) не прав(а)

 

ПРОСЬБА:

  1. будьте добры
  2. будьте любезны
  3. если вас не затруднит
  4. не откажите, пожалуйста
  5. не смогли бы вы
  6. пожалуйста
  7. пожалуйста, помогите мне
  8. позвольте
  9. прошу вас
  10. разрешите
  11. буду признательна(лен) вам, если

 

БЛАГОДАРЕНИЕ:

  1. большое спасибо
  2. вы очень учтивы
  3. весьма вам признательна(лен)
  4. вы мне очень помогли
  5. примите слова благодарности
  6. премного благодарен(на)
  7. спасибо за добрые слова
  8. чрезвычайно благодарен
  9. я вас благодарю

 

ПОЗДРАВЛЕНИЕ И ПОЖЕЛАНИЕ:

  1. с днем рождения
  2. с днем ангела
  3. будьте здоровы
  4. всяческих благ
  5. приятного аппетита
  6. приятного сна
  7. спокойной ночи
  8. счастья вам
  9. удачного дня

 

ТЕЛЕФОННЫЙ РАЗГОВОР:

  1. алло
  2. всего хорошего
  3. вы располагаете временем?
  4. извините за беспокойство
  5. кому он должен перезвонить?
  6. кто у телефона?
  7. минуточку
  8. можно вас побеспокоить?
  9. можно вас попросить?
  10. непременно выполню вашу просьбу
  11. отлично слышу
  12. перезвоните, пожалуйста
  13. повторите, пожалуйста
  14. приятно с вами побеседовать
  15. рад вас слышать
  16. с удовольствием
  17. удобно ли для вас время разговора?
  18. что я могу передать?
  19. я вас слушаю
  20. ясно

 

В ТРАНСПОРТЕ:

  1. вас не затруднит?
  2. вы выходите?
  3. пожалуйста, не говорите громко
  4. не надо шуметь
  5. место свободно?
  6. осторожно
  7. проходите
  8. передайте на билет, пожалуйста
  9. позвольте пройти
  10. сколько стоит билет?
  11. уступите, пожалуйста, место

 

В ТЕАТРЕ:

  1. аплодисменты
  2. ваше место в партере
  3. гардероб
  4. поговорим в антракте
  5. позвольте пройти
  6. представление
  7. разрешите купить программу спектакля 8.Я вас не побеспокою

 

03DA39CC-25BA-4CA4-86F1-625935D140DA

 

 

«ОСНОВЫ  ПСИХОГИМНАСТИКИ, ЕЕ  ПРИМЕНЕНИЕ  В  РАБОТЕ С  ДЕТЬМИ»

 

 

Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы. (Кто является автором термина неизвестно. Михаил Буянов, известный психотерапевт, рецензировавший книгу М.И. Чистяковой «Психогимнастика», слышал этот термин еще в начале 60-х годов. Термин «психогимнастика» может иметь широкое и узкое значение, разные авторы вкладывают в него неодинаковое содержание.)

            Каждое занятие по психогимнастике состоит из ряда этюдов и игр. Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию. Любое физическое двизение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяется деятельность психических функций – мышления, эмоций, движения, – а с помощью комментариев Ведущего подключается еще внутреннее внимание детей к этим процессам.

            Отсутствие каких-либо внешних атрибутов – еще одно условие игры-занятия. Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, т.е. обозначаются физическими действиями или замещаются предметами обычного окружения. Это облегчает тренировку внутреннего внимания детей.

            Основной акцент в психогимнастике Чистяковой сделан на обучение детей элементам техники выразительных движений (1 фаза занятия), на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств (2 и 3 фазы занятия) и на приобретение навыков саморасслабления (4 фаза занятия).

            Основная цель психогимнастики – преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

            Курс психогимнастики состоит из 20 занятий. Длительность его при двух занятиях в неделю около 3 месяцев. Занятие длится от 25 минут до 1 часа 30 минут. Его продолжительность зависит от возраста, качества внимания и поведения детей.

            Занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех звеньев или фаз.

            1 фаза. Мимические и пантомимические этюды. Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев и др.) и некоторых социально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с  элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, той или иной походкой.

            2 фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций. Цель: выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно. 

            3 фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом. Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в данный образ. Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделированных стандартных ситуаций.

            4 фаза. Психомышечная тренировка. Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения и черт характера.

            Между 2 и 3 фазами делается перерыв в несколько минут, во время которых дети предоставляются сами себе («минута шалости»). Дети в пределах зала, где происходит психогимнастика, могут делать все что хотят. Ведущий психогимнастику не вмещивается в общение детей между собой. Желательно договориться с детьми о сигнале, сообщающем о возобновлении занятия. Сигнал может быть любым (включение света, музыкальная фраза, хлопок и т.д.), но постоянным.

            Между 3 и 4 фазами можно вставить какой-нибудь этюд на развитие внимания, памяти или подвижную игру.

            Дошкольников в группе должно быть не более шести, а младших школьников – не более восьми. На психогимнастике каждый этюд повторяется несколько раз, чтобы в нем смогли принять участие все дети, поэтому большее количество детей в группе нежелательно: из-за увеличения числа повторений занятие сделается скучным и некоторые дети могут оказаться на нем в положении зрителей.

            В группу для фона можно пригласить одного-двух детей, не нуждающихся в психогимнастике, но которые могут быть полезны группе своей артистической жилкой, т.к. с их помощью легче заразить других детей нужной эмоцией.

            Таким образом, детям, прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т.п.), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЭТЮДЫ  НА  ВЫРАЖЕНИЕ 

УДОВОЛЬСТВИЯ,  РАДОСТИ.

«Золотые капельки»  (для детей 4-5 лет).

                        Идет теплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. Из-за тучки выглянуло солнце. Дождь стал золотым.

            Ребенок подставляет лицо золотым капелькам дождя. Приятен теплый    летний дождь.

            Во время этюда звучит музыка.

            Выразительные движения. Голова запрокинута, рот полуоткрыт, глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи опущены.

 

«Вкусные конфеты»  (для детей 3-4 лет).

                        У девочки в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.

            Этюд сопровождается музыкой.

            Мимика. Жевательные движения, улыбка.

 

«Встреча с другом»  (для детей 6-7 лет).

                        У мальчика был друг. Но вот настало лето и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и  вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу.

            Выразительные движения. Объятия, улыбка.

 

«Маленький скульптор»  (для детей 5-6 лет).

                        Цель: выразительное изображение эмоционального состояния.

            Ребенок изображает скульптора, остальные дети – глину. Скульптор задумывает вылепить из глины злого волка. Он ведет одного ребенка на середину зала и показывает ему, как он должен встать, какое надо сделать лицо, чтобы походить на злого волка. Ребенок-глина застывает в заданной позе. Скульптор обходит вокруг статуи, любуется ею, а если он неудовлетворен своей работой, снова показывает позу и мимику ребенку-глине.

            В следующий раз выбирается другой скульптор, который задумывает например, вылепить смешного человека.

 

ЛИТЕРАТУРА

            1. М.И. Чистякова – «Психогимнастика» – М – Просвещение, 1990г.

            2. Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова – «Я хочу» (психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей) – Кишинев, Санкт-Петербург, 1993г.

            3. Ред. В. Бондарев – «Расскажи стихи руками» – М-АО «Север» при участии общества «Пролог», 1992г.

 

 

03DA39CC-25BA-4CA4-86F1-625935D140DA



Комментарии

 


Оставьте комментарий
COMMENTFORM