Альтернативные формы

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

Альтернативные формы

 

  

 

Для обеспечения ранней социализации детей, адаптации их к поступлению в дошкольные образовательные учреждения и наиболее полного удовлетворе­ния запросов родителей в услугах дошкольного образования, в нашем Учреждении организована группа кратковременного пребывания детей в период адаптации от 1,6 до 3-х лет.

 

 

 

Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.

 

        В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования. Согласно официальным данным Федеральной службы государственной статистики численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, получающих социальные пенсии, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 600 тыс.человек.

        В нашем дошкольном образовательном учреждении с целью создания эффективных условий, обеспечивающих механизм компенсации нарушений у детей с ОВЗ, организовано логопедическое и психолого-педагогическое сопровождение. Ведущую роль в организации помощи детям с ОВЗ играет деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (далее ПМПк). В работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья включены учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинские работники.

    В системе ДОУ создана доступная среда, позволяющая детям с ограниченными возможностями здоровья получать знания, в максимальной степени реализовать собственные возможности в постановке и достижении целей. Дети включены в различные формы обучения и воспитания: фронтальные и подгрупповые занятия, индивидуальные коррекционные занятия. Причем жестких нормативов по комплектованию подгрупп не существует.

    Основное внимание уделяется индивидуальным занятиям с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом. При организации занятий учитываются зрительные возможности детей. Дидактический материал (пособия, игры, картинки, игрушки) адаптирован к зрительным возможностям детей с нарушением зрения. На непосредственно образовательной деятельности широко используется игровое оборудование: мягкие модули, сухой бассейн, сухой душ, игрушки для развития мелкой моторики, тактильного, зрительного и слухового восприятия. Коллективом педагогов разработаны методические пособия по использованию сенсорного оборудования, составлен график индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в сенсорной комнате. Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение самостоятельной познавательной активности ребенка. Для этого в образовательную программу детского сада включены дополнительные развивающие программы:

1.«Ребенок в мире поиска» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста под ред. О.В Дыбиной,

2. Программа Рыжовой И.А. по экологическому воспитанию

3.«Я-Ты-Мы» О.Л.Князевой по социально-эмоциональному развитию детей

4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения).

Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксивой. — М.: Издательство «Экзамен», 2003. 5. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» – Чиркина Г.В, М, Просвещение, 2009. Рекомендовано ученым советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»

6.«Коррекция нарушений речи» Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей - Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова. Москва «Просвещение» 2008.

 

        Логопедическая работа (учитель-логопед Гаврилова Е.В.) проводится в форме подгрупповых и преимущественно индивидуальных НОД. Подгруппы комплектуются с учетом речевого и зрительного нарушения детей, этапа коррекционной работы.

Организация коррекционной деятельности осуществляется по традиционной методике с учётом некоторых специфических особенностей процесса обучения и воспитания детей со зрительными аномалиями.

В арсенале учителя-логопеда имеется дидактический материал по следующим разделам:

материал для обследования,

материал для фонетической работы,

материал для развития словаря,

материал для развития грамматического строя речи,

материал для развития связной речи,

материал для развития психических процессов,

материал для развития мелкой моторики,

материал для проведения зрительной гимнастики.

 

    Кроме этого для проведения зрительной гимнастики применяется ИКТ, также на стене кабинета находятся зрительные лабиринты в благоприятной цветовой гамме для детей дошкольников данной категории.

На основе программы С.Арюковой, Л.Пушкинской «Другие мы» психологом  Гоморовой Л.А. разработана коррекционно-развивающая программа «Особый ребенок», предназначенная  для детей с отклонениями в развитии, задержкой психического и речевого развития.

Целью данной программы является формирование сотрудничества ребенка со взрослыми и детьми.

Задачи. 1.Активизировать силы самого ребенка, настроить его на сотрудничество со взрослыми и детьми.

2.Прививать навыки социального поведения.

3.Развивать крупную и мелкую моторику, координацию движений.

4.Развивать умственные способности.

Для реализации выше изложенных приоритетных задач содержания образования детей с нарушениями  в развитии разработаны тематический план занятий и  индивидуальные планы по психологическому сопровождению.

В результате проведенной работы наблюдается положительная динамика в развитии мелкой моторики у детей. Дети  с удовольствием выполняют упражнения пальчиковой гимнастики, некоторые дети знают наизусть стихи к данным упражнениям. Пользуются ножницами (прием «рука в руке».).

Различают и называют основные цвета и фигуры, чему способствовали игры в сухом бассейне и сухом душе. Внимание стало более устойчивым: не особо отвлекаясь, могут заниматься по 15-20 минут

Самый сложный ребенок  может механически собрать пирамидку из трех колец, построить башню из двух кубиков, вставить в панно мозаики 2-3 элемента.  Используя прием «рука в руке» может карандашом проводить линии, разминать пластилин.

             Работа учителя-дефектолога направлена на развитие зрительного восприятия и ориентировку в пространстве детей с ОВЗ по зрению. Дефектолог Ощепкова Т.В. осуществляет компенсацию нарушений сенсорно-специфического и опознавательного процессов восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций: внимание, память, мышление, стимуляция зрительной, познавательной активности, развитие ориентировки в пространстве слабовидящих детей, формирование у них представлений о пространстве.

            Инструктор по физкультуре Побудилина М.А. использует  такие виды здоровьесберегающих технологий, как стретчинг, подвижные и спортивные игры, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика по системе йоги и А.Н.Стрельниковой, пальчиковая гимнастика, релаксация. Также применяет технологии обеспечения социально – психологического благополучия ребенка. Индивидуальный и дифференцированный подход к детям во время непосредственно образовательной деятельности осуществляет за счет:

дозирования индивидуальной физической нагрузки как по интенсивности, так и по сложности материала;

индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения, показа и др;

введение специальных видов помощи, а именно: зрительный ориентир, звуковые сигналы, схемы-карты.

          В образовательной деятельности с детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами педагоги ДОУ используют такие психолого-педагогические методики, как предметная, пигментная (изобразительная), телевизионная.

Предметная методика развивает зрительные представления ребенка о предметах вншнего и способах действий с ними. Используются: натуральные предметы, объемные модели, игрушки, элементы мозаики, конструкторы. Ребенок выполняет задания на анализ частей, опознание предметов, обобщение их по значимым признакам, моделирование (по образцу, по памяти, по словесному описанию, по представлению). Это создает условия для развития движений рук, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, пространственный представлений и конструктивных навыков; развития памяти, мышления, речи, воображения и творческой активности.

Пигментная (изобразительная) методика используется для развития простых и сложных форм зрительного восприятия. Применяются: черно-белые и цветные, контурные, силуэтные и заполненные, предметные и сюжетные изображения. Детям предлагается найти рисунок по словесному описанию, сравнить контурные и заполненные изображения, имеющие несколько отличий, определить недостающие детали рисунка, опознать изображения по фрагменту, найти ошибки в рисунках-нелепицах. Дети обводят контур трафаретного рисунка  через копирку, затем сравнивают трафарет и контур, с помощью педагога находят неточности. В других заданиях ребенок должен дорисовать контурное изображение, воспроизвести по образцу цветовую гамму картинки.

Телевизионная методика предполагает использование компьютерной техники. Специальная программа, введенная в компьютер, может менять форму, размер, цвет, яркость, контраст изображений. Режим их предъявления – статический или динамический, освещенность перцептивного поля – все эти параметры подбираются индивидуально, что обеспечивает соблюдение условий охраны зрения. Также в формировании основ мировосприятии педагоги широко используют презентации по теме занятия, презентации физкультминуток. Данные презентации способствуют концентрации внимании, умению анализировать быстроменяющуюся зрительную информацию, держать в памяти детали сюжета, повышают интерес и мотивацию к познавательной деятельности. Развитие представлений об окружающем мире и о себе. Воспитатели Литвинова Т.Н.. Пархоменко Л.А., Полторанина С.В. знакомят детей с природой, сменой времен года через экспериментальную деятельность. Развивая познавательную сферу дошкольника, педагоги учитывали специфику мировосприятия ребёнка. Дети играли с водой песком, магнитом, воздухом, делая при этом простейшие опыты, позволяющие судить о свойствах этих объектов, работали с моделями. В соответствии с возрастом во всех группах воспитатели включали в режим дня уход за растениями, их выращивание. В увлекательных беседах рассказывали детям о строении тела человека. Такая планомерная работа способствует расширению детского кругозора, формированию общей и экологической культуры дошкольников, определенных умений и навыков, позволяющих им взаимодействовать с природным и социальным окружением. Социально-коммуникативное развитие. В этой сфере происходит развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Созданы условия для обеспечения благоприятного эмоционального самочувствия детей в дошкольном учреждении. Во всех группах имеются дидактические игры разнообразного содержания, различные настольно-печатные игры, уголки «Мое настроение». Воспитателями подобрана картотека специальных игр на формирование социальных навыков детей. Педагоги постоянно практикуют ситуации равного и справедливого распределения привлекательных для детей предметов. Атмосфера доброжелательности создается за счет введения добрых традиций жизни группы: совместных праздников, досугов; сочувствия и взаимопомощи, гостеприимства. Не допускаются никакие формы агрессивного поведения, продукты труда ребенка (рисунки, поделки) не могут быть взяты без его согласия, испорчены. Посредством праздников, тематических бесед на занятиях и в повседневной жизни воспитывают уважение и терпимость здоровых детей к детям с особенностями в развитии и поведении. В старших, подготовительных группах психологом проводятся фронтальные занятия «Я-Ты-Мы», где также обсуждаются различные моменты из жизни детей, обращается внимание на чувства, состояния других людей, попадающих в те или иные ситуации. Чтобы способствовать развитию воображения детей, воспитатели привлекали «особых» детей к освоению театрализованной деятельности. Эта работа велась воспитателями совместно с музыкальным руководителем Варвариной Н.Г. и инструктором по физ. культуре Побудилиной М.А.. Дети участвовали праздниках, где исполняли роль факира, фокусника, силача и т.д. В спортивных развлечениях наряду со всеми детьми участвовали в различных играх, эстафетах, перестроениях, что давало возможность почувствовать свою успешность и оценить свои силы в выполнении тех или иных заданий. В работе с детьми по профилактике детского дорожного травматизма воспитателями Шульц И.Е., Ляшковой Е.В. проводились праздники и досуги такие как: «Школа пешеходных наук», «Для чего нужны дорожные знаки», «Бездельник светофор» (по произведениям С.Я. Маршака) и др. В результате такой работы дети познакомились с правилами дорожной безопасности, с правилами поведения в сложных ситуациях дома и на улице. Педагоги Фисюкова Е.П., Маковеева Т.В., Шульц И.Е., Ляшкова Е.В., Литвинова Т.Н. предоставляют «особым» детям возможность к проявлению творчества. В течение года воспитатели проводили выставки, вернисажи, такие как «Осенние дары», «Поделки из бросового материала», «Сказочный мир», «Новогодние игрушки», «Подарки мамам», «Подарки папам», где также участвовали дети-инвалиды. Конечно, таким детям нужно гораздо больше времени в выполнении той или иной поделки, но и гордость за выполненную работу тоже очень велика. Условиями успешного взаимодействия педагогов являются: - тесная взаимосвязь педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя дефектолога, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре возможно при условии совместного планирования работы (выбора темы и разработки занятий, определения последовательности занятий и задач); - совместное обсуждение для составления планов фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий; - совместное планирование реализации образовательных областей в соответствии ФГОС ДО. - одновременное решение коррекционно-образовательных задач учителем-логопедом, педагогом-психологом, воспитателем и другими специалистами. Воспитатели и специалисты находятся в постоянном контакте с родителями воспитанников, объясняя им стратегию и тактику воспитательно-образовательного процесса. Педагоги организуют помощь родителям по вопросам развития ребенка (в том числе ребенка с ограниченными возможностями здоровья) и совместную деятельность детей и родителей.

 

Дата последнего обновления страницы 08.12.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения